ФОРУМ ВЕЛИКОЛУКСКИХ СОБАКОВОДОВ

Объявление


Огромная просьба - заполняйте персональный профиль, согласно правилам форума.
Приветствуем гостей и участников нашего форума! Желаем добрых часов общения!

Приглашаем в гости на сайт нашего клуба: https://www.cerberdogvl.narod.ru >>>

УВАЖАЕМЫЕ ФОРУМЧАНЕ! НА СТРАНИЦАХ НАШЕГО ФОРУМА РАЗРЕШЕНО РАЗМЕЩАТЬ ПОЛНОРАЗМЕРНЫЕ ФОТОГРАФИИ НЕ БОЛЕЕ ТРЁХ В ОДИН ПОСТ !




Офис клуба находится по адресу: проезд Неглинный 10, район ул. Щорса (остановка автобуса, маршрутки № 2, № 5, № 16 - улица Герцена), работаем ежедневно




22 июля 2023 года Всероссийская выставка собак ранга Ч РКФ "Июльские встречи 2023". Приглашенный эксперт - Яна Гаврилова(Int) /Москва/ Льготная запись начнется с 1 января 2023 года.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » ФОРУМ ВЕЛИКОЛУКСКИХ СОБАКОВОДОВ » Воспитание, обучение, психология собаки » Социализация щенка в мире себе подобных


Социализация щенка в мире себе подобных

Сообщений 1 страница 4 из 4

1


Диалог с собаками: сигналы примирения

Эту книгу просто необходимо прочесть всем владельцам собак. Материал будет особенно интересен тем владельцам, кто испытывает сложности в воспитании собаки, у кого агрессивные или конфликтные животные. Конечно книга весьма большого объема, но из песни слова не выкинуть. Это прекрасный и очень ценный материал как для начинающих собаководов, так и для владельцев со стажем...

Тюрид Ругос Диалог с собаками: сигналы примирения

Диалог с собаками: сигналы примирения (пер. Ольга Марковна Кажарская, ...)

ПРЕДИСЛОВИЕ ИЗДАТЕЛЯ

Собака идет на поводке, выполняя команду «Рядом». Вдруг ей навстречу выходит другая собака. Собака начинает снижать темп, внимательно наблюдая за поведением сородича. Хозяин, не обращая внимания на зарождающийся контакт животных, раздраженный задержкой, кричит и грубо рвет за поводок, чтобы заставить собаку идти быстрее. Собака нехотя подчиняется. Поравнявшись, собаки раздраженно набрасываются друг на друга, вызывая гнев хозяев. Хозяева расходятся, вскоре позабыв об инциденте, так и не поняв причину конфликта, не задумавшись над тем, что значат сигналы, которые собаки посылали друг другу.

Мы часто становимся свидетелями подобных сцен в повседневной жизни. При этом нам неприятно наблюдать, как раздражается хозяин и нервничает собака. Однако мы не знаем другого выхода из таких ситуаций и стараемся успокоить себя уговорами, что такая реакция хозяина на действия собаки совершенно нормальна.

Сейчас, когда научные знания о поведении собак существенно расширены пониманием языка собак, особенно сигналов примирения, такие сцены воспринимаются как акт невежества и жестокости. Теперь мы понимаем, что в любой ситуации собаки говорят между собой и с нами на своем языке. Если мы будем игнорировать этот язык, нам не останется ничего, кроме как деградировать до тиранов, властно загоняющих поведение собак в рамки своих авторитарных представлений. Результатом такого обращения с собаками является огромное число конфликтов между хозяевами и их собаками.

Итак, чтобы избежать недопонимания в общении с собаками, нам надо познакомиться со способами их коммуникации. Поэтому я искренне рада представить российским читателям всемирно известную книгу норвежского тренера собак, Тюрид Ругос, представляющую собой результат многолетнего исследования способов коммуникации собак, сигналов примирения.

Возможно, что язык книги вам покажется слишком лаконичным. При переводе я старалась сохранить стиль автора, поскольку именно такой стиль дает возможность ясно отразить содержание. С другой стороны, он позволяет использовать книгу в качестве настольного пособия.

Приведенные в книге способы решения проблем поведения многим из вас покажутся, на первый взгляд, неправдоподобно простыми, так как мы привыкли к более жестким методам воздействия на поведение собаки и традиционно считали ее менее податливой и более грубой в восприятии. Однако если мы подумаем о том, как давно не пересматривалась наша информационная база о собаках [1] и насколько индивидуален опыт каждого из нас, то будем вынуждены признать, что не способны объективно судить об этих способах, не опробовав их на практике. Причем успех может быть гарантирован только в том случае, если мы сменим отношение к своей собаке на заботливое, родительское.

Ольга Кажарская,
психолог собак, переводчик, издатель
Австрия, 2008 год

ПРЕДИСЛОВИЕ ТЕРРИ РАЙАН

Этот случай произошел на шестой международной конференции по вопросам взаимодействия человека и животных «Животные и мы» в Монреале. Тихая и вежливая участница конференции, Тюрид Ругос, во время сессии, посвященной поведению собак, сидела впереди, через несколько рядов от меня. Тюрид не вступала в дискуссии, но было заметно, что она была неравнодушна к происходящему: в зависимости от того, кто выступал с докладом, ее плечи, то напрягались, то вновь расслаблялись. Я заметила, что язык ее телодвижений в точности соответствовал моему восприятию презентаций тех или иных докладчиков.

Симпозиум нужен для того, чтобы налаживать контакты! Мне захотелось встретиться с этой заграничной гостьей, с которой, как мне показалось, нас что-то связывало. Я знала, что английский не является ее родным языком, и боялась, что она не сможет меня понять, поэтому до конца дня собиралась духом, чтобы познакомиться с ней. С той встречи в 1992 году я провела много времени с Тюрид. Я часто приглашаю ее в качестве докладчика на свои семинары по тренировке и изучению поведения собак как в Соединенных Штатах, так и за границей. Она очаровывает слушателей везде, где бы она ни выступала, даже в Японии, которую покорила своими голубыми глазами и соломенно-желтыми косами!

Школа собак Тюрид Ругос в Норвегии, «Хаган Хундесколэ» (Hagen Hundeskole), расположена на вершине горы, покрытой густым лесом, откуда открывается вид на фьорды. Люди со всей страны привозят сюда своих собак, чтобы проконсультироваться по основным вопросам поведения и для коррекции поведения. Я тоже была в этой школе и наблюдала за тем, как Тюрид работает с собаками — она поразила меня. Я поняла, что Тюрид находится на вершине понимания поведения собак.

Следующая цитата показывает сущность теории сигналов примирения Тюрид Ругос, описанных в этой книге: «Собаки, будучи социальными животными, для коммуникации друг с другом используют особый язык. Он состоит из множества сигналов, для передачи которых используются позы, движения, мимика, звуки, выражение глаз, а также положение ушей и хвоста. Врожденная способность собаки использовать сигналы может быть легко потеряна или, наоборот, развита жизненным опытом. Если мы выучим сигналы, которые используют собаки, и будем применять их сами, то улучшим свою способность общения с собаками. Большая часть коммуникативных сигналов собак является именно сигналами примирения, которые используются для поддержания здорового социального климата в стае. В стрессовых ситуациях сигналы примирения помогают собакам успокаивать самих себя и друг друга. Рассмотрим, например, поведение собак во время встречи. Собаки, обеспокоенные возникшей социальной ситуацией, могут начать общение примерно так: «Я знаю, что ты здесь главный и признаю это». «Главная» собака также заинтересована в том, чтобы возбужденная собака успокоилась и поняла ее мирное настроение: «Не беспокойся, я просто дежурю здесь и не собираюсь причинять тебе вреда». Собаки, не соблюдающие подобные правила, могут стать причиной проблем».

Социальная динамика в волчьей стае часто используется в качестве модели взаимодействия между собаками, а также между собакой и человеком. Я знаю владельцев собак (а также специалистов, работающих с волками), которые придерживаются точки зрения, что единственный способ общения с собакой состоит либо в доминировании, либо в подчинении своей собаке и, следовательно, хозяину необходимо с помощью агрессивных методов постоянно укреплять свой высший ранг.

Такая точка зрения создает две проблемы: во-первых, она ведет к эскалации агрессии между хозяином и собакой, а во-вторых, показывает наличие только жестокого доминирования и подчинения, скрывая другой возможный способ социального контакта как у волков и собак, так и у людей.

Этим недостающим способом является все то, что эксперт-кинолог Тюрид Ругос называет «сигналами примирения». Эти сигналы предоставляют уникальную возможность улучшить отношения как между людьми и собаками, так и между самими собаками.

Пат Гудманн, «Вольф Парк»

0

2

Стоит защищать щенка от собак или дать им самим разобраться?
Например: ситуация такая - сегодня когда гуляли по парку с щенком к нам бросились 3 довольно крупные собаки с угрожающим лаем, ну я поставила щена за собой и на собачек рявкнула, они встали, но потом увидела что хвостом машут достаточно спокойно. Щен к ним подойти боится, хотя вижу, что хочет обнюхаться, а они ко мне боятся подойти (видать сильно рявкнула). может не стоило своего подзывать, не станет боятся всех собак из за моей "материнской опеки"?)))

0

3

Еще одна хорошая статья
Социальный инстинкт или с чего начинается дрессировка

(с) Alex Vyatkin

Все , о чем я хочу сегодня написать - это важнейший аспект подготовки собак, который, как показывает практика, в силу различных причин, игнорируется как начинающими дрессировщиками , так и дрессировщиками со стажем и опытом.
Значимость социального инстинкта - тема грамотно затронутая не одним авторитетным источником, но так как в каждодневной практике мне приходиться сталкиваться как с обычными хозяевами собак, взявшими собаку для охраны и просто как компаньона (назову их для краткости «любителями»), так и со спортсменами, готовящими собаку для соревнований, то я хочу обратиться именно к этим двум категориям собаковладельцев.

Если понаблюдать за взаимоотношением человек-собака: будь-то прогулка в парке или же выступление на соревнованиях, сразу становится заметна разница между поведением пар, у которых налажено хорошее взаимопонимание и тех, у кого этого нет.
Если собака находится в состоянии « сама по себе «, рыскает в поисках занятия по парку, тянет на поводке по кустам, ищет где бы поиграть и чем бы заняться…., на соревнованиях формально выполняет рутинную программу без радости и концентрации на хозяине, и не может дождаться окончания упражнения - все
это проявления отсутствия социального инстинкта в паре проводник –собака.

Когда люди видят собаку готовую работать для хозяина, постоянно ищущую контакта с ним и буквально заглядывающую ему в глаза , они говорят: «собака его любит. Она ему предана до конца!»
Такая собака не ищет развлечений на стороне. Общение с хозяином – одна из наиглавнейших потребностей ее жизни. Говоря профессиональным языком - это и есть «проявление социального инстинкта».

Откуда же берется социальный инстинкт и возможно ли его развить?
Социальный инстинкт несомненно обусловлен генетикой. У служебных пород, в силу его значимости в дрессировке, к которой, на моей памяти, еще пару десятилетий назад все их представители привлекались с завидным постоянством, он должен быть развит сильнее. На сегодняшний день список «служебных пород» обладающих нужными в работе и службе инстинктами для специалистов прикладников –дрессировщиков драматически сузился к минимуму и лишь в шоу-выставочной системе он остается многочисленным.

Даже среди таких лидеров служебных пород как немецкая и бельгийская овчарки найти сегодня собаку с нужными инстинктами составляет проблему. Но все ли зависит от генетики? Конечно же, нет. Как и любой иной, социальный инстинкт необходимо развивать.

Разберем первую группу –группу любителей. Среди этой группы часто бытует мнение о том, что собака ДОЛЖНА любить хозяина и выполнять для него работу, так как он ее «любит и кормит, и о ней заботится» или же из « уважения» к нему. В этом кроется основная ошибка. Собаки по своей природе – эгоисты. Кто бы и что бы не говорил, они живут для себя и первоочередная цель их действий направлена на удовлетворение их собственных потребностей. Задачей хозяина является понять ее потребности и путем воспитания и дрессировки, задействуя ее врожденные инстинкты, не ПОДЧИНИТЬ себе собаку( служебная собакa - не дикое животное), а НАПРАВИТЬ ее действия, путем удовлетворения ЕЕ же потребностей, в нужное себе русло.

Часто любитель из людей "в этой жизни социально и материально состоявшихся" взяв собаку для охраны, поручает ее воспитание тренеру и кому-то из своих подчиненных. Он не проводит с собакой время, не принимает участия в процессе воспитания, а затем требует от нее послушания и защиты. Это нонсенс.

В таких случаях я обычно говорю: «Вы приобрели хорошую собаку своему работнику! Мало того, что работник не заинтересован в правильном воспитании такой собаки и, соответственно, не будет следовать всем указаниям тренера, но также формируется провал в отношениях между таким «хозяином» и собакой. В результате, сильная собака в один прекрасный момент не поймет, почему этот «воскресный папа» вдруг решил требовать что либо от нее, и возможен нелицеприятный конфликт. К сожалению, такие случаи не единичны. Что же делать?

Либо не заводить сильную собаку, способную на противостояние человеку (читай, способную охранять и защищать), либо самому принимать непосредственное участие в воспитательном процессе. Второе включает в себя время на тренировки и учебу, социализацию, выход на прогулки и «в люди», поездки на площадки. Здесь важен следующий момент. Многие люди из этой группы очень не любят когда щенки на них прыгают, их прикусывают, бегают за детьми…На все на это у них одно решение- наказание. В результате щенок только и слышит: «нет, нельзя, фу…», и получает трепки , колени в грудь, газетой по морде….Откуда в такой схеме взяться социальному инстинкту? Почему собака после этого должна относиться к вам с привязанностью? Попробуйте постоянно наказывать и пресекать ваших расшалившихся детей. Что из них вырастет? Как они будут к вам после этого относиться..?

В то же время существует очень простой путь купирования и форматирования такого поведения. Дать знать, что то или иное поведение является нежелательным нужно, но необходимо дать что либо взамен. Разберем несколько наиболее часто встречающихся примеров.

Покусывание рук или хватка за одежду. Собака удовлетворяет свой инстинкт добычи.

В первую очередь приучите щенка отрицательному маркеру –«нет». Если щенок заигрался кусаясь или висит на одежде, следует остановиться и дать маркер «нет». Если щенок прекратил нежелательное действие - подкрепите его положительным маркером «да» и кормом, а затем игрушкой на веревке и последующей игрой в «потягушки», чтобы с вашим участием он смог удовлетворить свой инстинкт в полную меру.

Если щенок не отпускает, следует его скорректировать. Здесь, если у вас нет опыта, вам понадобится опытный инструктор, который сможет показать вам как правильно корректировать щенка, и какой силы воздействие необходимо. И как правильно затем дать подкрепление (см.выше).

Прыжки на хозяина. Удовлетворение социального инстинкта.

Я лично стараюсь общаться со щенками в одежде, которую не жалко. Великолепно то, что щенок хочет быть ближе к вам! Если это убрать рано или же слишком жестко, вы можете потерять доверие щенка к вам навсегда! Прыжки на вас всегда можно убрать позже и безболезненно.

Если же вы решили скорректировать это поведение в щенке, здесь также вам понадобиться помощь опытного инструктора. Необходимо приучить щенка к отрицательному маркеру и затем , когда он прекратил показывать это поведение - подкрепить новое поведение (см.выше). Лучше, если ваш инструктор умеет работать с кликером и маркерами. Тогда работа будет строиться намного быстрее и качественней.

Также кликером и маркерами решаются задачи по приучению к боксу, машине…

Прикусывание детей. Удовлетворение инстинкта добычи.

Эту задачу следует решать сразу по прибытию щенка в дом. Не откладывайте это на потом в надежде на то, что «собака перерастет». Это может печально закончиться. Решается эта проблема так же, как и в первом примере с прыжками и покусыванием рук. Здесь в дрессировке сильно мотивированных собак мы доходим до такого уровня, что собака понимает - для того, чтобы общаться с ребенком , ей для этого необходимо занять рот игрушкой. Тогда она может и общаться с ребенком и кусать (игрушку) одновременно, удовлетворяя все свои инстинкты!

И конечно же необходимо проводить соответствующую воспитательную работу с детьми. Не стоит просто запрещать им возиться со щенком, лучше научить их интерактивной игре, где они сами в качестве дрессировщика смогут научить щенка трюкам. Детям нравятся такие игры!

Прогулки и социальный инстинкт.

Если большую часть времени собака проводит в вольере, квартире или боксе, то естественно, что оказавшись на улице, она старается «разрядиться». Как обычно проходят прогулки? С советских времен устоялась прочная традиция – гулять «в тусовке». Т.е хозяин выходит на поляну и выпускает собаку бегать с группой чужих собак , в это время общаясь за сигаретой с другими хозяевами. Долг выполнен – собака набегалась, наигралась, «физически развилась»…. можно идти домой.

Такая практика приводит к массе проблем. В первую очередь –отсутствие культуры приводит к дракам, «наездам» взрослых собак на щенков, травмам…Но даже не это главное. Главное в том, чему и как учится в такой среде ваша собака? Давайте разберем. Прогулка - это то время , когда у большинства владельцев есть время пообщаться с собакой. Выйдя за порог дома о чем думает и на чем сконцентрирована в такой схеме отношений Ваша собака? О Вас? Конечно же, нет! Она думает о том, как бы побыстрее сорваться с поводка и погонять в волю вдали от Вас! И вот изо дня в день ВЫ сами формируете и закрепляете это поведение. Откуда же взяться взаимосвязи между вами, когда Вас либо нет дома, либо Вы попросту тот человек на поводке, который мешает ей наслаждаться игрой или разборками с собаками, поеданию вкусной дряни или же мечению территории… А если она и выполняет команды «ко мне» , «рядом» и т.д то конечно же, как наказание или помеху, вмешавшуюся в ее веселую и свободную жизнь.
Что же делать? Не курить и не "травить" байки, а ОБЩАТЬСЯ с собакой.

Для этого есть масса полезных игр, в процессе которых собака обучается. Все что вам нужно, набить карманы кормом и не забыть любимую игрушку и, конечно же, в первую очередь обратиться к специалисту за знаниями о том, как правильно их использовать. Тогда вам не понадобятся часы на прогулку. За 15-20 минут вы сможете и нагрузить вашу собаку физически и выучить новые навыки, закрепляя уже обученные и самое главное - создать выгодные вам обоим взаимоотношения.

Такая собака, выйдя на прогулку, не рыскает по сторонам в поисках занятия, ее не нужно ловить или шпарить электрошоком, а справив свои естественные потребности, она САМА возвращается к вам для общения. С этого и начинается ДРЕССИРОВКА.

Если же у вас нет времени или нет желания «возиться» со всем этим воспитанием - вы не готовы к содержанию собаки.

Разберем теперь вторую категорию собаковладельцев – категорию т.н. «профи».

Сюда относятся как профессиональные ведомственные кинологи и инструктора площадок (за редкими исключениями, по уровню подготовки и требованиям зачастую находящиеся между любителями и спортсменами), так и спортсмены, выступающие в том или ином виде спорта с собаками. Спортсмены (не беру во внимания отечественные нормативы) являются наиболее подготовленными в понятиях о качественной дрессировке , поскольку повышают свои знания на семинарах с зарубежными специалистами и, выезжая за рубеж, много общаются и перенимают опыт у представителей наиболее развитой кинологической культуры.

Итак, о значении социального инстинкта в спортивной подготовке.
Всем тем, кому приходилось выступать в спорте, и кто понимает и ценит качественную работу, безусловно не может не нравится манера управления собакой в стиле Миа Скогстер, Кнута Фухса, Марко Коскенсало, Ивана Балабанова и др. мэтров современного спорта. С некоторых пор зародилась отличная традиция приглашать этих и других ведущих специалистов к нам на семинары. Мы многому у них научились и продолжаем учиться, но парадокс в том , что часто учимся не тому , чему нужно!

Основная ошибка в том, что часто увлекаясь техническими навыками, мы забываем о состоянии собаки, и том самом социальном инстинкте , о котором идет здесь речь.

Не секрет, я часто отказываю именитым спортсменам из стран СНГ в приобретении щенка из нашего питомника. Почему? Да потому, что вижу их отношение к собаке, как к спортинвентарю!

А собака очень чувствует свое к ней отношение и отвечает тем же. Когда-то я этого не понимал. Мне говорили мои бельгийские друзья: «Алекс , хватит тестировать. Верь собаке , ее генетике и она ответит тебе тем же.» … Но я же самый умный. Как это «верь»?! А вдруг косяк замаскирован?! Давай придавим еще и посмотрим, что вылезет…И «вылазило»…Кто ищет, тот всегда найдет…Часто я отказывался от собак, которые в других руках , в последствии работали так, как я мечтал бы чтобы работала моя собака…Век живи, век учись.

Сейчас, много занимаясь тренерской работой, помимо техники выполнения навыков ( спасибо Ивану Балабанову и Майку Эллису), я уделяю особое внимание состоянию собаки. Этомуя научился, в основном, у немцев и финнов. Они в этом бесспорные мировые лидеры!

Но что особо беспокоит, так это когда перспективные проводник и собака , в погоне за баллами и результатом, не могут найти или теряют нить доверия во взаимоотношениях.
Это происходит по ряду причин.

Первое –наша культура, в которой похвала или эмоции являются проявлением слабости! Мы мастера требовать, находить недостатки и искать виновных , но хвалить и искренне радоваться не умеем.
Второе –неумение видеть главного. Для многих спортсменов дрессировка- это обучение навыкам. В то время , как дрессировка –это в первую очередь выстраивание гармоничных и доверительных взаимоотношений с собакой!

Что многие видят на семинарах? Каждый свое. Некоторые- как и когда заграничная звезда нажал кнопку ЭШО . Другие- как скорректировал и ПОХВАЛИЛ. Но не все замечают последствия сиих действий на состояние собаки. Когда корректирует и хвалит Кнут Фукс, собака после коррекции подымается в драйве. Когда кнопку нажимает Барт Бэллон, эффект тот же. Когда то же делает иной семинарист-собака работает , но драйв падает. Несколько таких коррекций - и собака потеряна. Когда я делаю замечание, мне отвечают -а тот –то делал так же … Я всегда отвечаю –если бы это было так, у тебя собака работала бы так же, как и у мэтра, но этого не происходит.

Для того чтобы работать как Кнут, Миа или Барт мало того, что необходимо выращивать собаку как они, но и чувствовать собаку нужно так же. А некоторые спортсмены хотят без базовой работы применить «мульки» с семинара и получить такой же результат. Этого не случится.

Часто я наблюдаю такую картину. Человек (спортсмен) приехал на занятие, открыл машину и собака, выпрыгнув из бокса, буквально полетела в поле. Дальнейшее уже известно- такой спортсмен обычно «выезжает» на площадку чуть ли не верхом на собаке, и только там, прокричавши «fuss» и дернув несколько раз поводок , приводит собаку в более-менее вменяемое состояние. Чем такая работа отличается от работы любителя? Да ничем.

Те, кто тренируется со мной знают, что я не начинаю занятий с собакой (не щенком), пока она не сможет удержать концентрацию на хозяине на пути от машины или места выгула до тренировочного поля. Но одно дело удержать путем принуждения, а другое – путем мотивации концентрации.

Для поднятия мотивации в дрессировке мы используем игрушки и лакомство. Но не ИГРУШКА должна являться мотиватором, а именно ИГРА с хозяином. Не кусок лакомства, выданный за правиьльное поведение, а именно процесс выдачи лакомства, который должен сопровождаться яркой похвалой и превращаться в праздник для собаки, с хозяином, как главным действующим лицом.

Для того что бы понять разницу проведите простой эксперимент. Возьмите три куска «вкусняшки», и показав его собаке, молча скормите их ей. Затем показав ей следующие три куска собаке предложите убегая от нее, заставляя ее погоняться за рукой с яркой похвалой и оглаживанием другой рукой. Примерно тоже проделайте с игрушкой.

Уверен, что вы сразу увидите разницу в поведении и состоянии собаки.

При правильной работе игрушка и лакомство постепенно отходят на второй план, в то время как эмоциональное состояние и язык тела хозяина остается и дает собаке понять , что именно она сделала правильно.

Как же развить социальный инстинкт в спортивной работе?
Сколько людей, столько и мнений. Я предпочитаю начинать с обучения щенка следования за рукой и трюкам ( дай лапу, сделай змейку, кувырок….), которым можно научить щенка без ассоциации с базовыми командами.

Во-первых, трюки развивают мозг вашего щенка и учат его активному поиску решения задачи- качество которое очень пригодится в последующей работе.

Во –вторых , в дальнейшем ими можно разнообразить рутинную работу по нормативу и главное то, что собака учиться кооперировать с хозяином, а значит - работать для него!

Далее приучите собаку к «позитиву коррекции». Работая со щенком на поводке вводите незначительную коррекцию поводком и кормите с похвалой одновременно. Всегда следите за состоянием собак. Хвост при этом должен быть «трубой». Если собак опустила хвост, она «зажалась» . Положение хвоста- индикатор внутреннего состояния собаки. Если собака держится от вас на расстоянии, избегая контакта телом , это также говорит об отсутствии доверия. Сядьте на землю. Дайте щенку «залезть на голову» , похвалите, покормите. Покажите ей , что быть с вами не опасно , а наоборот очень здорово!

Если собака во время прогулки или в быту залезла в «гадость» или роется в мусоре , дайте незначительную коррекцию с отрицательным маркером и сразу переведите ее в движение рядом с похвалой и поощрением. Это приучит собаку к тому, что самое «хорошее» место на земле - рядом с вами.

Буквально несколько слов в отношении защитной работы в спорте.

Как часто, когда собака не слушается или не отпускает рукав, мы слышим от дрессировщиков: «покажи ей кто здесь хозяин, она же тебя просто бросает» или « ты должен завоевать ее авторитет, иначе толку не будет»? Очень часто! И что получается? Проводник, разьярившись, корректирует собаку, и получает МАССУ ПРОБЛЕМ.
Во первых, сильная собака все равно не подчинится , или же если и подчиниться на время, то все равно при первой же возможности «кинет».

Во вторых, пострадает хватка и отпуски. Работа станет нервозной.
В третьих, в дальнейшем, будет сильное отвлечение на проводника. А как же иначе. ведь он же «авторитет» от которого происходит наказание! А авторитета надо уважать (читай бояться).
В результате формируется связка: хозяин плохой (он наказывает), а фигурант хороший (дает кусать рукав или костюм). Все с ног на голову…

Собака должна понимать, что хозяин – ее партнер и именно от него зависит - получит она фигуранта или нет. И тогда все встанет на место. Но для такой работы требуются мозги и терпение, терпение и еще раз терпение!

Больше про защиту писать здесь не стану. Эта тема для отдельной статьи.

Все вышеизложенное испробовано мною на практике. Надеюсь, это поможет многим начинающим спортсменам и любителям, приобретшим служебную собаку, правильно выстроить взаимоотношения с нею и избежать массы ошибок, за которые слишком часто приходится платить дорогой ценой. Желаю всем успешного тренинга и гармоничных взаимоотношений с вашими питомцами!

Regards
Alex Vyatkin.

0

4

Поговори с собакой по душам

Как они думают и учатся.

Собаки думают и учатся, совершая поступки, действуя. Если поведение приносит им пользу, они будут повторять его в будущем. Если приводит к неприятным для них последствиям, они будут искать пути, чтобы избежать его. После многократного повторения поступка у собаки вырабатывается навык или, другими словами, условный рефлекс (обусловленный ответ).

В самых общих чертах обусловленный ответ - это определенная реакция или поступок животного, совершаемый им по специальному сигналу или сигналам.

Люди сталкиваются с обусловленными ответами каждый день. Например, вы можете читать книгу, когда раздается телефонный звонок. По нему вы тотчас же поднимаете трубку и говорите: "Алло?" Или вы быстро едете по улице на автомобиле и не собираетесь пока останавливаться, как
вдруг на очередном светофоре зажигается красный свет. Красный свет является для вас сигналом. Ваш обусловленный сигналом ответ заключается в том, чтобы остановить автомобиль. Точно так же вы давным давно научились держать свои руки подальше от горящих вещей. Это произошло не потому, что кто-то вам сказал, как это опасно, это произошло после достаточно большого количества визга и обожженных пальцев. Вы умный человек! У нас много обусловленных ответов на множество сигналов. И послушная, обученная, умная собака - это та собака, которая тоже имеет множества обусловленных ответов на большое количество определенных сигналов.

Например, слово "Сидеть!" сигнал. Обусловленный ответ обученной собаки заключается в том, что она садится. Когда дается команда "Место!", обученная собака остается на месте, сохраняя заданную позу. Это потому, что всякий раз, когда она после этой команды двигалась, вы реагировали на это отрицательно. После нескольких уроков собака начинает избегать перемещаться в ответ на команду "Место!".

Ваша собака может также приобретать обусловленные ответные реакции и без специальных занятий. Например, каждый день, около полудня, вы берете игрушку, выводите собаку на улицу и играете с ней. После нескольких дней или недель вы заметите, что когда берете эту игрушку в руки, ваша собака сама бежит к двери, предвкушая веселую прогулку. Взятие знакомой игрушки в руки стало сигналом для вашей собаки. Движение к двери - ее обусловленным ответом.

Ваша собака также может вырабатывать обусловленные ответы сама по себе, без вашего участия. Если она обжигает нос о горячую миску или кастрюлю, вы заметите, что после одного или нескольких опытов она будет избегать горячих предметов.

Формирование обусловленных ответов.

Что требуется для того, чтобы сформировать у собаки обусловленный ответ? Тренировка! Собаки редко чему-нибудь обучаются без большого количества повторений нужного действия. А сколько раз нужно повторять? На это влияют несколько факторов. Одним из важных является жизненный опыт собаки, связанный приятно или неприятно с этим действием. Другой фактор насколько естественно выбранное вами действие для вашей собаки, с точки зрения ее природы, ее генетических особенностей. Игривая собака, с сильно выраженным инстинктом преследования, очень быстро научится игре в летающую тарелку.

К другим факторам, которые влияют на скорость научения собаки, относятся особенности породы, физическое и психическое здоровье и упрямство собаки. Упрямство заслуживает некоторого объяснения. Породы собак отличаются друг от друга Особенностями, закрепленными генетически. Некоторые из них являются простым усилением инстинктов собаки, типа преследования или обороны. Другие особенности имеют отношение только к экстерьеру, как, например, красный плащ ирландского сеттера. Третьи - порог болевой чувствительности - оказывают
влияние на проявление упрямства собак. Хорошим примером упрямства является спрингер-спаниель, несущийся через колючий кустарник в поисках фазана. При этом Он Не обращает внимания на острые шипы. Такая собака будет искать и вспугивать фазанов всегда с большой охотой в отличие от собаки, чувствительной к болезненным уколам шипами кустарника.

Нужно отметить еще один важный момент: собаки, подобно людям, обучаются различным действиям с различной скоростью. Также необходимо иметь в виду, что небольшое количество повторений нужного действия не означает, что собака сформировала обусловленный ответ. Для выработки навыка необходимы дни, недели или даже месяцы тренировок. Вас ждет разочарование, если вы будете надеяться на то, что ваша собака приобретет надежно контролируемое поведение после двух-трех уроков. Помогите себе и вашей собаке научите ее и себя работать. Когда вы сделаете это, обучение будет успешным для вас обоих.

Время подкрепления.

Выбор времени подкрепления является, вероятно, наиболее важным факторам, в скорости обучения собаки. Что мы подразумеваем под выбором времени? Давайте представим себе вот такую ситуацию: ваша собака ткнулась носом в горячую кастрюлю, но боль почувствовала только тогда, когда вошла в комнату, где вся семья смотрит телевизор - при таком условии наша собака связала бы боль обожженного носа с включенным телевизором. Но в реальной ситуации такого никогда не произойдет даже после тысячи сочетаний, потому что время ощущения боли (подкрепления) не совпадает с появлением телевизора, а совпадает с видом горячей кастрюли.

Выбор времени очень важен при обучении вашего щенка правилам поведения в квартире. Например, он грызет коврик.
Возвращаясь домой, вы застаете порванный коврик и мирно спящего в углу щенка. Огорчившись, вы тянете щенка к коврику и ругаете его. Но ваши действия слишком запоздали.

Щенок никогда не поймет, что то, что он испытывает теперь, вызнано тем, что он делал пять минут назад. При исправлении поведения собаки
необходимо, чтобы ваши воздействия следовали не более чем через несколько секунд после совершения проступка, иначе собака не свяжет их с плохим поведением. Тем более не следует наказывать щенка, когда вы возвращаетесь через несколько часов после того, как он порвет коврик. Ваша цель не наказывать собаку, а помочь ей быстро и эффективно выработать правильное поведение, и в этом вам поможет правильный выбор времени подкрепления.

Что дает правильный выбор времени подкрепления? Правильный выбор времени меняет поведение вашей собаки, поскольку связывается как последствие с определенным поведением. И это самый лучший путь изменить поведение вашей собаки.

Вам не нужно быть собачьим богом, читатель, чтобы знать, о чем ваша собака думает. Собаки не умеют лгать и лукавить. Все, что они собираются сделать, написано у них на морде. Способность предсказать следующий собачий поступок можно назвать пониманием собаки. В этом нет ничего особенного, как может показаться на первый взгляд. Чем больше вы тратите времени на общение с собакой, тем лучше вы будете ее понимать.

Представьте себе, что вы ожидаете гостей и режете сыр, ставите на стол печенье и кофе. Ваша собака видит сыр и подходит к столу поближе.
Вот сейчас самое время сказать ей "Нельзя!", так как именно в этот момент ваша собака думала о том, как бы стащить сыр. Своевременное, предупреждающее воздействие на собаку поможет отучить ваше животное воровать пищу со стола. Воздействие будет бесполезным, если вы отшлепаете собаку через десять секунд после того как она съела сыр.

Вы можете спросить: а что нужно сделать, чтобы правильное поведение осталось у моей собаки на всю жизнь? Это несложно, прежде всего не позволяйте собаке повторить нежелательное поведение. Вам необходимо более внимательно следить за ней, вовремя предупреждая ее проступки.

Мышление собаки.

Собаки имеют достаточно высокие умственные способности и могут обдумывать свои действия. - Их способность размышлять никогда не перестает удивлять. Мы были свидетелями большого количества примеров поведения собак, которые убедили меня в их способности думать. Конечно, мы не считаем, что они также умны, как люди, но знаем, что в их головах происходит очень многое. Рассмотрим две истории.

Байрон - черный лабрадор, любит игрушки-пищалки, натуральные кости и теннисные шары. Даже в возрасте семи лет он небезразличен к хорошей игре и обожает пожевать какую-нибудь из игрушек, которые хранятся в большой корзине и гостиной нашей квартиры. Когда он хочет
поиграть, то направляется к корзине и много времени тратит на то, чтобы выбрать подходящую игрушку. Он явно ищет ту, что ему нужна, а не берет первую попавшуюся. Иногда это может быть горилла-пищалка, и другое время оранжевый теннисный шар, а иногда естественная кость. Что поражает когда он хочет играть с гориллой, он не согласится на игру с черепахой-пищалкой или свиньей-пищалкой. Он не играет со старым теннисным мячиком, если есть новый. Но более тщательно Байрон выбирает какую-нибудь из натуральных костей, чтобы потом всласть ее пожевать. И кажется, что, направляясь к корзине, он уже знает, какую именно игрушку он сейчас достанет. Он долго роется в корзине, прежде чем найти то, о чем думал. Конечно, мы никогда не узнаем, что думают наши собаки, но что-то в их головах происходит, а поведение собак доказывает, что размышлять они могут.

Героем другой истории является собака Дрифтер, которая любила отобедать из миски нашего кота. Дрифтер довольно часто совершал набеги, и мы уже начали ворчать на него. Но так как он игнорировал окрики, пришлось подкрепить их ощутимым толчком в основание его шеи, после такого урока Дрифтер перестал интересоваться миской кота... когда мы находились поблизости.

Когда нас не было в комнате, он считал себя обязанным опустошить миску. Так как мы не могли воздействовать на него, то решили изменить ситуацию. Переместили миску кота в столовую на нижнем этаже дома, которая имела дверь, отгораживающую ее от второго этажа. Когда кот хотел есть, он мяуканьем сообщал об этом, и мы впускали его с улицы. Когда, пообедав, желал выйти, он царапал дверь. Иногда, пока кот ел, мы были рядом с ним и оставляли дверь открытой.

Надо сказать, что у основания лестницы на первом этаже с левой стороны была небольшая кладовая комната. И вдруг однажды, во время очередного кормления кота, мы заметили как за нашими спинами Дрифтер очень осторожно спускается по лестнице, крадется буквально на цыпочках.

На этот раз Дрифтер поймал человеческий взгляд и умчался наверх. В следующий раз мы не заметили его, но и не обнаружили в комнатах наверху. Звали его, но не получили никакого ответа. Оказывается, Дрифтер незамеченным юркнул за нашими спинами в темную комнату и притаился там. Когда мы, впустив кота, вернулись наверх, он выбрался и пообедал вместо кота. Полагаем, что данный случай - больше чем научение и представляет собой именно работу мысли.

Ваша собака не способна к размышлению типа: "Я лучше не буду жевать этот коврик, а то через два часа вернется хозяин и всыплет". Собака избегает только то поведение, которое заканчивается сейчас же неприятными для нее последствиями. С другой стороны, она многое помнит. Опыт неприятностей в прошлом может иметь сильное влияние на поведение собаки в будущем. Она будет помнить, что вчера, когда пыталась понюхать странного кота, получила очень болезненную царапину, и, в дальнейшем, постарается избежать встречи с этим котом.

Собака также может продолжать совершать поступки, которые, как кажется нам, имеют неприятные для нее последствия. Важно проанализировать такое поведение и выяснить, что на самом деле собака получает в его результате.

Собака может продолжать преследовать дикобраза даже после неоднократных уколов его колючками. И это вызывает у нас удивление: почему собака, явно испытывающая боль, не прекращает преследование? Но, оказывается, охотничье поведение, преследование и атака более важны для собаки, чем боль от уколов колючек, она будет продолжать преследование дикобраза. Собаки делают то, что наиболее важно для них.

Собаки не знают понятия морали и этики, не пользуются понятиями "правильно" и "неправильно" в человеческом смысле этих слов. Только люди знают, что убивать и красть нехорошо. Мы знаем, что необходимо помогать друг другу, заботиться о больном, оплачивать ссуду и тому подобное.

Собаки же не знают, что мочиться на вашем восточном ковре и съедать пищу из кошачьей миски - это "неправильно". Собак и не знают, что "правильно" садиться по команде или приходить, когда зовут. Но все собаки знают, что испытывать приятное в результате какого-нибудь действия - это хорошо, и это своеобразное разрешение повторять такое действие снова. Если кто-то из них испытывает неприятное ощущение или боль в результате действия - они понимают, что этого действия надо избегать. Вот такой собачий "моральный кодекс" поведения.

Единственный путь обучения собаки состоит в том, чтобы сделать нужное нам поведение положительным для собаки (при помощи похвалы, поощрения, положительного подкрепления), а ненужное неприятным (при помощи отрицательного подкрепления), поскольку так и формируется поведение в природе.

Идеальная собака.

Как мы уже говорили, обучение собаки основано в значительной степени на повторении необходимых действий. Когда поведение повторено достаточное количество раз, у собаки вырабатывается навык. Если собака освоила достаточно большое количество навыков, мы говорим: умная собака. Но собаки - существа навыков, зачастую они делают только то, что мы им приказываем и не больше. Так думают многие. Но это неправильно. Существа с развитыми умственными способностями могут думать. Они могут бросить вызов созданным вами условиям для обусловленного ответа. Они также могут делать ошибки.

Вспомните хотя бы два из ваших собственных обусловленных ответов. Вы всегда поднимаете трубку телефона, когда он звонит, но наступает день, когда вы не хотите этого делать. Телефон звонит, а вы продолжаете читать свою книгу. Вы знаете, что нужно снимать трубку, когда телефон звонит, но сегодня решаете этого не делать. Вы также всегда тормозите на красный свет светофора, но однажды нарушаете это правило. Даже наиболее опытные водители иногда делают ошибки. Точно так же, обязательно наступит время, когда даже хорошо обученная собака начнет упрямиться или делать ошибки. Поэтому вы не должны удовлетворяться достигнутым. Не полагайтесь всецело на обусловленные ответы в потенциально опасных ситуациях. Я бы никогда не оставил непривязанную собаку рядом с оживленной автомагистралью. Одна ошибка может привести к трагедии.

Владельцы должны постоянно тренировать навыки своих собак. Чем больше тренировок, тем надежней навык, Вы знаете, как много тренируются спортсмены, чтобы оставаться в форме. Это потому, что навыки нуждаются в укреплении.

Когда вы почувствуете, что наша собака хорошо обучена, вы можете сократить количество тренировочных занятий, но проводить их в различных условиях и с различными модификациями.

Перевел с английского Владимир Гриценко

0


Вы здесь » ФОРУМ ВЕЛИКОЛУКСКИХ СОБАКОВОДОВ » Воспитание, обучение, психология собаки » Социализация щенка в мире себе подобных